Издательство "Троица"

115201, г.Москва, Каширское шоссе, д.16

Почта для заявок: novikov@troitsa-pres.ru

 

+7 (985) 278-40-40

Корзина
Ваша корзина пуста
Товаров в корзине 0 на сумму 0.00 руб. Перейти в корзину Оформить заказ

С.В. Девятов, И.Н. Кузнецов, О.В. Новохатко, А.Г. Стройло. Серебряное Кольцо. XVII век: 100 верст от Кремля

Цена: 9 500.00 руб.
Изд-во: Троица
Год издания: 2007
ISBN: 5-88451-209-2
Кол-во в упаковке (шт.): 1
Формат (мм): 350x250x55
Кол-во страниц: 528
Количество: 
 
Задать вопрос

От издателя: «Серебряное кольцо» состоит из малоизвест­ных памятников(числом более 100, в книге упо­мянуто лишь около 50), объединённых принад­лежностью к XVII веку и удалением от Московской кольцевой автодороги не более чем на 100-150 км (некоторые - на 5-10 км).

Малоизвестными эти памятники сделали разные особенности трёхсотлетней истории России, перечислять которые не имеет смысла: любой человек со средним образованием без труда сам найдёт десятка полтора объяснений, отчего именно он ничего не знает об Иосифо-Волоцком или Лужецком монастыре, о Комягине, Тайнинском, Батюшкове, о приделе вдовы Чаплина в Дмитрове и т. д.

«Серебряным» кольцо названо потому, что этот металл от начала времён на Руси и до кон­ца XVIII века служил основой для накопления богатств: деньги делались из серебра, а не из зо­лота; и кольцо из памятников содержит в себе истинные драгоценности, сокрытые от публики только её неведением о неслыханном богатстве: созданное при царях Борисе, Михаиле, Алек­сее, Фёдоре и царевне Софье заслонено пышно­стью более поздних построек. Старое фамиль­ное серебро, покоящееся на дне древних сундуков, должно быть извлечено на свет из-под вороха разноцветного платья — и тогда вет­хое серебряное колечко поспорит своею преле­стью с самыми знаменитыми диамантами любой выделки. Настоящее богатство - не в количест­ве золотых украшений на пальцах, а в прадедов­ском столовом серебре в старых дубовых буфе­тах. Это богатство хорошо ещё и тем, что им без разбойничьей удачи или десятилетий кропотли­вого труда может овладеть каждый - надо лишь увидеть, понять и полюбить, а потом с изумле­нием наблюдать за самим собой - как распрям­ляется спина и исчезает угрюмый взгляд, как настоящее одолевает фальшивое в собственном понимании мира и себя.

Знаменитый русский историк Василий Оси­пович Ключевский считал, что правдиво пони­мать историю мы начинаем (только начинаем!) лишь по прошествии трёхсот лет со времени подлежащих осмыслению событий. В начале третьего тысячелетия триста лет прошло как раз с XVII века. Поэтому для «Серебряного кольца» самыми важными оказались памятники самого тёмного и неведомого из близлежащих нам столетий, вольно, а по большей части не­вольно оболганного - и низкою молвою и око­лоучёными писаниями, имевшими и имеющими целью сокрыть простую истину.

Не умея организовать жизнь собственного народа так, чтобы оказались на виду все его та­ланты, власти предержащие, не обладающие этими талантами, начинают быть недовольны доставшимся им в управление обществом и ис­кать более правильные образцы в более пра­вильных народах - как начал Пётр I поиски, так и бродим со свечой по сей день то налево, то на­право, не глядя себе под ноги и находя только грабли. Весь допетровский XVII век - история того, как общество и власть притирались, учи­лись соответствовать друг другу, управлять и быть управляемыми, как устраивали то, что Монтескье через несколько десятков лет назо­вёт равновесием властей. В России равновесие достигалось чем-то другим, но столь плодо­творным, что плоды эти никто так и не смог пре­взойти сочетанием мощи и красоты.

«Серебряное кольцо» заключает в себе па­мятники, по качеству не уступающие кремлёв­ским (поэтому книга начинается с Московского Кремля), а узкие хронологические рамки (XVII век с несколькими отступлениями в XVI) превращают произвольный на первый взгляд набор старых сооружений в документальное свидетельство расцвета Русского государства в допетровскую эпоху.

Неимоверные таланты народа как-то нахо­дили себе выход и при Иване IV, и при Борисе I, и при Михаиле, Алексее и Фёдоре - вот они, эти «выходы», стоят сияющим металлическим све­том кольцом под Москвой, напоминая, что грозный царь знаменит не только опричниной, а и земской реформой, т.е. самоуправлением, о котором века спустя города и сёла могут только мечтать, напоминая, что первые Романовы вме­сте с Земскими соборами как-то так устроили жизнь, что площадь государства увеличилась в несколько раз, а богатство было собрано такое, что Петру понадобилось двадцать лет, чтобы его растратить - а уж его размах известен, го­род на болоте построить — запросто, не свои же кости под фундамент класть.

Совсем маленьким и узеньким «кольцо» ста­ло от нашей лености. Чего только не было пост­роено в XVII веке на Руси: уж ехать - так ехать, смотреть - так смотреть. Конечно, Воскресен­ский собор в Романове-Борисоглебске живо­писнее, чем церковь в Старых Кузьмёнках, и Фе­рапонтов монастырь не в пример краше, чем фундамент Ферапонтовой церкви в Можайске, и в Устюге есть на что посмотреть, и в Каргопо­ле, и в Печорах подо Псковом, и в Ливнах. Но... деньги, деньги и ещё раз деньги... Поэтому до Серебряного кольца ехать - пять, десять, двад­цать, сорок минут от Московской кольцевой ав­тодороги. Вологда - четыреста вёрст, а Сивково - меньше ста, Котельники - четыре, Остров -десять, Тайнинское - одна. Всё - близко, рядом, рукой подать.

Кожаный переплет. Трехсторонний серебряный обрез. Короб с гербом России.

Иллюстрации: Дизайн А.Г. Строило

Издательства
Авторы

Новинки

календари 2025