В IV столетии от Рождества Христова прекратилось гонение на христиан, и вплоть до нашествия ислама в VII веке на христианском Востоке расцветало и давало свой духовный плод монашество. Современного читателя жизнеописания пустынников потрясают кажущейся невероятностью их подвигов, и вместе с тем достоверно известно, что многие из них проводили в пустыне десятилетия. Так, преподобный Нил Синайский жил уединённо в пещере около сорока лет, преподобный Варсонофий Великий находился в добровольном затворе пятьдесят лет, а основатель первых монашеских общин преподобный Антоний Великий прожил в пустыне более семидесяти лет. Отшельническая жизнь для монахов того времени была необходимым средством самопознания в свете Евангелия, это был опыт постижения заповедей Христовых, практика созидания новой души, духовное зодчество. Результатом стала истинная, практическая психология, опытно подтверждённая наука о душе, дающая человеку путь очищения от страстности и возможность собрать воедино и направить к Богу то, что обычно в человеке разрознено и тянет его в разные стороны: дух, душу и тело, ум, чувства и волю. И это настоящее чудо: при отсутствии единого информационного пространства, не имея возможности общаться или читать творения друг друга - христианские подвижники были единомышленниками, что свидетельствует об истинности их пути, о правильности осмысления Евангелия, о единстве в Духе Святом. Марк Подвижник и Авва Евагрий подвизались в Египте (IV век), Варсонофий Великий и Иоанн - в Палестине (VI век), Максим Исповедник - в Малой Азии и Колхиде, Исаак Сирин - в Сирии (VII век). Слава Богу - их писания, на которых были воспитаны многие поколения христиан, дошли до нас и сейчас могут помочь человеку, способному всерьёз задуматься о содержании и цели своей жизни, стать на путь самопознания и исправления души к Богу.